Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты устранения нарушений произношения твердых согласных звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией 7
1.1 Особенности правильного произношения твердых согласных звуков у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Дизартрия. Основные понятия 13
1.3 Методы устранения нарушений произношения твердых согласных звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией 17
Глава 2 Практические основы устранения произношения твердых согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Программа устранения нарушений произношения твердых согласных звуков у дошкольников с дизартрией 32
2.3 Обсуждение результатов эффективности методов устранения произношения твердых согласных звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией 38
Заключение 47
Список литературы 50
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь - одна из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для общения и развития различных форм деятельности.
Формирование правильной речи у детей делает возможным общение и подготавливает их к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью может легко общаться с окружающими, четко выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И наоборот, невнятная речь затрудняет отношения ребенка с людьми. В дошкольном, а иногда и в более раннем возрасте дети с нарушениями речи начинают осознавать свои недостатки и могут быть тихими, раздражительными и застенчивыми.
Одним из наиболее распространенных нарушений речи является дизартрия. Чаще всего дети страдают псевдобульбарной дизартрией, связанной с внутриутробной черепно-мозговой травмой. Существует несколько интервальных форм, среди которых: легкая, умеренная и тяжелая (анартрия). Дизартрия легкой степени является одной из наиболее распространенных форм в детском возрасте, когда нарушение речи представляет собой стойкие нарушения речевой продукции, сходные по структуре с другими ведущими нарушениями артикуляции, и представляет значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции [4].
Понятия «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывают фонетическое оформление речи и комплекс речевых моторных навыков, которые он описывает. Это включает в себя речевое дыхание, формирование голоса, воспроизведение звуков и их комбинаций, навыки словесного ударения и идиоматической интонации, а также средства соблюдения всех норм орфоэпии.
Нарушения в произношении звука негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что отражается как на действиях, поведении, так и на межличностных отношениях, как со сверстниками, так и со взрослыми. Возникающие недостатки приводят ребенка к застенчивости, заниженной самооценке, замкнутости, агрессивному поведению.
Часто нарушения речи могут сочетаться с педагогической халатностью. Поэтому раннее выявление различных нарушений речевого развития имеет большое значение. Когда ребенок с нарушениями речи приходит в школу, это только усугубит ситуацию, поскольку основное расстройство приведет к дислексии или дисграфии [8].
Существует значительная тенденция к увеличению числа детей с этим расстройством и их потребности в работе с детьми с нарушениями речи, которая позволяет повысить эффективность процесса социальной адаптации.
Важность и значимость этих вопросов определяется недостаточным изучением особенностей произношения, с одной стороны, существует необходимость идентифицировать произношение твердых согласных звуков у детей с дизартрией и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, с другой стороны.
Цель исследования: систематизировать, разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание логопедической работы по устранению нарушений произношения твердых согласных звуков у старших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования – нарушение произношения твердых согласных звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – методы устранения нарушений произношения твердых согласных звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Описать особенности развития произношения твердых согласных звуков у детей дошкольного возраста;
2. Охарактеризовать понятие «дизартрия»;
3. Описать методы устранения нарушений произношения твердых согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
4. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на устранение нарушений произношения твердых согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Теоретико - методологической основой являются научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин, Т. Б. Филичева и др.), механизмах произношения (В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин и др.), физиологических основах произносительной стороны речи (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова), диагностики, симптоматики произносительной стороны речи при дизартрии (Г. В. Чиркина, Л. В. Лопатина). А также – теоретико-методологический анализ проблемы формирования звукопроизношения у детей с дизартрией (JI. B. Лопатина, Е. М. Мастюкова и др.) и коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития (Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Н. В Серебрякова, Т. В. Волосовец и др.).
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практический (констатирующий, формирующий эксперименты), аналитический (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования определяется тем фактом, что полученные результаты позволили расширить и углубить научные представления об особенностях произношения звуков у дошкольников с дизартрией.
Практическое значение исследования заключается в разработке содержания и определении основных направлений работы, способствующих коррекции звуковых нарушений твердых согласных звуков у дошкольников с дизартрией.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключение, списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты устранения нарушений произношения твердых согласных звуков у детей дошкольного возраста с дизартрией
1.1 Особенности правильного произношения твердых согласных звуков у детей дошкольного возраста в онтогенезе
При рождении у человека отсутствует способность произносить все звуки, их развитие происходит постепенно по мере созревания нервного ноябре мышечного аппарата. Однако, несмотря на то, что ребенок рождается с суставными органами, готовыми к работе, потребуется много времени, прежде чем он сможет произносить звуки устной речи.
Речь - одна из сложных высших психических функций человека, сложный механизм, в котором основная, ведущая роль принадлежит работе мозга.
В то же время, как и в случае с любой высшей психической функцией, в ее основе лежат не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, расположенные в различных областях центральной нервной системы и соединенные одним направлением действия [1].
Физиологическими основами произносительной стороны речи и закономерностями развития произносительной стороны речи у дошкольников занимались: В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова, М. Ф. Фомичева, Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Г. В. Чиркина и другие.
В процессе формирования речевой функции важно поддерживать слуховой, кинестетический, зрительный анализаторы, а также систему реагирования, которая позволяет своевременно передавать информацию от внешних объектов и рецепторов организма в виде импульсов в центральную нервную систему [13]. Именно поэтому в первые месяцы после рождения у новорожденного интенсивно развиваются: слух, зрение, двигательно-кинестетический анализатор.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно–методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. – СПб. : Детство – пресс, 2005. – 48 с.
2. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова. – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT : Астрель, 2008. – 254 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 250 с.
5. Бадалян, О.Л. Детская неврология / О.Л. Бадалян. – М.: Просвещение, 1984. – 345 с.
6. Беккер, К.П. Логопедия / К.П. Беккер, М.А. Совак – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
7. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
8. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
9. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова ; под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
10. Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
11. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 425с.
12. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева и [др.]; под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1973. – 320 с.
14. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И.Б. Карелина // Дефектология. – 1996. – №5. – С.10-13.
15. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, 1991. – 230с.
16. Ланина, Е.М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие / Е.М. Ланина, М.Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.
17. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Учпедгиз, 1978. –180 с.
18. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
19. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. – СПб : Союз, 2008. – 346 с.
20. Лопатина, Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций / Л.В. Лопатина. – СПб. М.: САГА : ФОРУМ, 2006. – 272 с
21. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина // Материалы конференции "Реабилитация пациентов с расстройствами речи. – Спб., 2000. – С 177-182.
22. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М. : Классик Стиль, 2003. – 320 с.
23. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/104035/. - Дата обращения 03.10.2022.
24. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М. : Просвещение, 1991. – 254 с.
25. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 233 с.
26. Нестерова, Т.В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей / Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
27. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – СПб : Детство–пресс, 2007. – 342 с.
28. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС 2007. – 704 с.
29. Рау, Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.nstu.xyz/8- 22879.html. – Дата обращения 02.10.2022.
30. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс. / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
31. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. – Спб. : Каро, 2008. – 82 с.
32. Семенова, К.А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. Кн.1, часть2. –М., 2003. – С. 103- 118.
33. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 80 с
34. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1275481/. – Дата обращения 03.10.2022.
35. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. – М. : Владос, 2003. – 329 с. 6
36. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / под ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2011. – 240 с.